2/12/2020
из главы о языке пчёл
В «Инсектопедии» антрополога Хью Раффлза есть глава о Карле Фон Фрише, этологе, который изучал и любил пчёл. Больше всего его интересовала их социальная жизнь и способы коммуникации между собой. Эта глава сжатая история всей проделанной работы этолога, в частности об его открытии языка пчёл.

Я хочу больше узнать о Фон Фрише и его учениках, о том, как проходили наблюдения и том, как они повлияли на мир, как влияют на него сейчас. Найду картинки, видео, тексты и расскажу подробно.

А сейчас делюсь фрагментом из этой главы:
[Если бы лев мог бы разговаривать, мы не смогли бы его понять. Л.Витгенштейн]

Медоносные пчёлы, как и лев Витгенштейна, не говорят с нами. Фон Фриш просто научил нас, как их подслушать. И — шепотом — рассказал нам, что, даже если их язык танца проявляет автоматизированность, свойственную шифру, мы не должны полагать, будто их мир коммуникации исчерпывается теми сигналами, которые мы способны воспринять.
Разумеется, это не просто мучительная попытка понять значение «слов» животного, — это мучительная попытка понять, что значат сами животные. И эта борьба долгое время идёт в сфере языка. Фон Фриш, хоть он и не был философом, понимал это слишком хорошо. В западной философии после эпохи Просвещения язык — отсутствие языка — по-прежнему обозначает подчиннённое положение (а не просто инаковость) животного. Мог ли Фон Фриш выразиться яснее? Этот язык танца реституционнен, это апелляция к этике обоюдности и признания, призыв уважать других животных, не являющихся человеком: уважать животных вообще и удивительных медоносных пчёл в частности.

от лат. restitutio восстановление, отозвание; возвращение прежних прав и преимуществ
Made on
Tilda